Российская ассоциация «Народонаселение и развитие»
Пройди тест
Коалиция за репродуктивный выбор Гроздь рябины
В данный момент на сайте:

87 гостей


Английская акушерка объявила войну ритуальным генитальным увечьям

02-05-2011

Кэти Холланд  - практичная и энергичная женщина из английского графства Ланкашир, дипломированная акушерка. Трудно поверить, что эта обычная женщина, располагая лишь собственным временем и крошечным бюджетом, смогла изменить жизнь в целой провинции северной Кении. Как сообщает Guardian, благодаря ее неимоверным усилиям среди местных жителей начинает сходить на нет культурный обычай, который многие считают самым экстремальным проявлением подчиненного положения женщин – женские генитальные увечья («женское обрезание»).  Холланд – медсестра и акушерка, она работает в родильном отделении одной из британских больниц. Впервые она попала в Кению в 1998 году, когда работала на крупную благотворительную организацию. Ей уже тогда было под пятьдесят лет, ее сыновьям уже было за 20, и она почувствовала, что ей не хватает путешествий и приключений. Ее послали преподавать акушерское дело в медицинском училище в Черангани-хиллс провинции Покот. В одном руководстве путешественников Покот описывается как «главный секрет Восточной Африки». Но когда Холланд прибыла на место, она обнаружила другой секрет Покота – и его не рекламировали среди туристов. Местные жители до сих пор практиковали одну из форм женских генитальных увечий, причем, эта форма считается самой экстремальной по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – женщинам удаляли все наружные половые органы, включая клитор, после чего влагалище зашивалось. Как акушерка, Холланд непосредственно наблюдала последствия практики – во время родов влагалище женщин не расширялось в достаточной степени, чтобы ребенок мог выйти наружу. «В том районе говорили, что в жизни женщины есть три скорби. Первая скорбь – когда девочке отрезают гениталии, обычно в подростковом возрасте. Вторая скорбь – когда она выходит замуж и ей вскрывают влагалище для проникающего секса, обычно с помощью рога животного. И третья скорбь – когда она рожает, и ее снова нужно разрезать, чтобы ребенок смог появиться на свет». Обычай превращал здоровых девочек-подростков в хронически больных женщин – они страдали от болезней почек, болей в области таза и в спине, от бесплодия и осложнений во время родов. Но этим женщинам еще повезло – некоторые не выживали из-за потери крови, некоторым передавался ВИЧ через многократно использованный для производства генитальных увечий нож, другие погибали во время родов или рожали мертворожденных или тяжело больных детей. Холланд возненавидела обычай с того момента, как увидела его последствия. «Корни женских генитальных увечий, - говорит она, - сводятся к патриархату. Все это нужно лишь для того, чтобы контролировать женщин – контролировать их сексуальность, контролировать их либидо. В таких общинах как Покот это считается необходимым условием для брака». Однако ее жизнь навсегда изменилась, когда молодая девушка из деревни, где она жила, спросила Холланд, не хочет ли она посетить обряд инициации – событие, во время которого ее изуродуют. «Нелли было лет 14, не больше, и она часто заходила в мой дом по пути в школу или по дороге домой, - вспоминает она. – Однажды она зашла и, смущаясь и стесняясь, сказала мне, что ее церемония будет на следующей неделе – она хотела бы, чтобы я там была. С ее точки зрения, это был важный день в ее жизненном пути. Я видела в этом трагедию, а она – возможность вступить в мир взрослых». Холланд рассказывает, что церемония напоминала обычную деревенскую вечеринку, пока не привели девочек. «Мужчины встали, повернувшись к ним спиной. Я оказалась среди женщин, и чувства солидарности и ужаса охватили нас всех, - вспоминает она. – Там было две «обрезальщицы», они быстро переходили от одной девочки к другой, вырезая их половые губы». Затем девочек отводили в лес, подальше от мужчин, где им делали более тщательное обрезание. «Это было чудовищно, - рассказывает она. – И ни одна из девочек не кричала, потому что им с самого раннего детства вдолбили в голову, что надо будет это терпеть, не издавая ни звука». Впоследствии Холланд оказалась неспособна забыть то, что она увидела. «Это преследовало меня, - говорит она. – Я знала, что я не могу просто вернуться домой, выйти на свою старую работу и позабыть об этом. Ведь там остаются другие девочки вроде Нелли, и они будут проходить через это снова и снова. Я уже не могла повернуться к этому спиной». Вернувшись в Великобританию после двухгодичной стажировки, Холланд начала привлекать всех коллег и друзей, чтобы те помогли ей собрать деньги. В 2005 году они собрали достаточно средств, и она убедила Мириам Лопус и Роду Лодио, двух кенийских акушерок, с которыми она познакомилась в Покоте, отправиться в Англию на встречу со специалистами, выступающими против женских генитальных увечий. «Я чувствовала, что ключевую роль играют акушерки, - говорит она. – Они видели последствия увечий – так что для начала нужно было обучать их. У них никогда не было паспортов, они ни разу не летали на самолете. Но они прилетели, и я познакомила их с врачами в больницах, где они смогли больше узнать о женских генитальных увечьях и их последствиях». Но главная проблема, и Холланд это понимала, заключалась в том, как убедить общину отказаться от практики. Они возвращалась в Покот один или два раза в году и продолжала общаться с Нелли, которая теперь уже родила двух детей. Как и для многих девочек, за генитальными увечьями для Нелли последовал ранний брак и уход из школы. (По словам Холланд, женское образование станет следующей целью ее кампании против увечий). В течение нескольких лет Холланд организовывала мероприятия по информированию местных жителей о последствиях увечий. По словам Холланд, в каком-то смысле ей было проще информировать мужчин: «Потому что мужчины больше путешествуют, они знают регионы, где женщин не калечат, и они знают, что женщинам не обязательно быть обрезанными, чтобы выйти замуж». В 2009 году Лопус и Лодио собрали более 60 местных повитух, чтобы рассказать им об опасностях женских генитальных увечий. «Они предложили такую идею, - говорит Холланд, - разработать альтернативную церемонию инициации, во время которой не происходит обрезания». В Англии Холланд собрала деньги для недельного лагеря для девочек, который завершался публичной церемонией инициации 100 девочек, но без увечий. «Мы были неподготовлены к числу желающих посетить лагерь девочек – многие из них с большим трудом убедили свои семьи, что это лучше, чем генитальные увечья, - говорит она. – В итоге, у нас было около 175 девочек в возрасте от 14 до 20 лет». Во время пребывания в лагере девочки посещали семинары и лекции об опасностях женских генитальных увечий, а также просто танцевали и веселились. Холланд планирует проводить такую церемонию инициации в Покоте каждый год и продолжает искать для этого средства. Очень впечатляющий результат для проекта, чья стоимость на сегодняшний день составляет около 7000 фунтов стерлингов – незаметная капля в море международной помощи. Однако Холланд, которой сейчас 61 год, не собирается останавливаться на достигнутом. «Покот – это только один регион страны, - говори она. – Во многих других местностях до сих пор продолжаются женские генитальные увечья. Мы хотим повторить этот проект в других областях Кении и странах Африки. Еще многое предстоит сделать».




Российская ассоциация «Народонаселение и развитие»